Пост-релиз
телемоста культуры Россия-Африка
по теме: «Становление и развитие Музея культуры стран Африки в Москве», 05.12.24г.
5 декабря 2024 г. состоялся телемост, посвященный становлению и развитию Музея культуры стран Африки в Москве. Телемост культуры между Россией и Африкой был организован Российско-Африканским клубом МГУ имени М.В.Ломоносова при поддержке Секретариата «Форума партнёрства Россия-Африка» МИД РФ.
Телемост проходил на трех основных площадках - в Москве (Россия), Уагадугу (Буркина-Фасо) и Яунде (Камерун), также на связи были представители Марокко, Гвинеи, Бенина, Кот-д’Ивуара, Замбии, Буркина-Фасо, Южной Африки и Египта.
Основными спикерами телемоста стали представители министерств и ведомств культуры РФ и африканских стран, дипломатического корпуса, музеев России и стран Африки, частных коллекционеров, университетов, неправительственных организаций, журналистского сообщества, африканской диаспоры.
Работу телемоста открыл декан факультета глобальных процессов, первый вице-президент Российско-Африканского клуба МГУ имени М.В.Ломоносова Ильин Илья Вячеславович. Он отметил, что тема телемоста о развитии Музея культуры стран Африки выбрана не случайно. Необходимость расширения гуманитарного сотрудничества со странами Африки была отдельно отмечена во время Второго саммита «Форума партнёрства Россия – Африка», а также на министерской конференции Россия – Африка в Сочи в ноябре этого года. Работа в данном направлении ведётся в соответствии с поручениями президента РФ от 30 марта 2020 года «Приоритетные шаги на африканском направлении». Среди приоритетных шагов в гуманитарной области обозначена идея создания Музея культуры стран Африки, единственного в мире музея вне африканского континента, официально посвященного африканской тематике. Музей будет открыт на базе знаменитого Государственного музея Востока.
Важным событием, по мнению декана, является договоренность о создании филиала Клуба в Буркина-Фасо; работа по данному направлению продолжается. Декан выразил благодарность экс-атташе по культуре посольства Буркина-Фасо господину Даниэлю Савадого, присутствующему на телемосте, за его вклад в укрепление сотрудничества между Буркина-Фасо и Россией.
И.В.Ильин напомнил, что 2025 год станет годом 270-летия Московского государственного университета и 220-летия Московского общества испытателей природы, возглавляемого ректором Московского университета В.А. Садовничим. Также в 2025 году исполняется 20 лет факультету глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова.
Важнейшим событием 2025 года станет 80-летие Великой Победы. В связи с этим декан предложил продолжить традицию проведения акции памяти российско-африканской молодежи на Поклонной горе, как это было в 2023 и 2024 годах.
Довгаленко Татьяна Евгеньевна, Посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации, руководитель, Секретариата Форума партнерства «Россия – Африка» рассказала об активной работе по линии Министерства культуры России, Россотрудничества, учреждений культуры и общественных кругов по проведению тематических выставок, театральных фестивалей, дней культуры, концертов, кинопоказов, лекций в Африке. Реализуются значимые проекты по линии Российского института театрального искусства ГИТИС, Фонда «Иннопрактика», Московской консерватории. Эти и другие инициативы демонстрируют взрывной интерес африканцев к российской культуре. Растет спрос африканских студентов к обучению в нашей стране по творческим специальностям. Сегодня в отечественных вузах культуры получают образование граждане из 20стран континента. Музей культуры стран Африки позволит погрузить российскую публику в богатство культуры африканских стран и народов. В нем будет представлена накопленная в России коллекция экспонатов, в первую очередь предметов африканского искусства Государственного музея Востока. Коллекция насчитывает более 1100 единиц и постоянно пополняется за счет научно-исследовательских экспедиций, временных выставок, а также частных коллекций видных отечественных африканистов. Т.Е. Довгаленко выразила уверенность в том, что Музей станет значимой площадкой в России для проведения просветительских, культурных и деловых мероприятий, образовательных программ и научных исследований в области африканистики и просто местом творческой силы.
Ведущий модератор телемоста, ответственный секретарь Российско-Африканского клуба МГУ имени М.В. Ломоносова Бердников Александр Федорович представил со модераторов с российской стороны – Гоуенда Луиса, Шершнева Илью Леонидовича и Корягину Ингу Анатольевну. Он отметил, что открытие музея культуры стран Африки очень важный вопрос как для российской, так и для африканской общественности. По его мнению, также очень важно во время телемоста затронуть вопросы перспектив коммуникации со странами Африки в гуманитарной, и конкретно, в музейной сфере. Спикер напомнил о том, что на форуме «Россия зовет!», прошедшем накануне в Москве, Президент РФ В.В. Путин отметил, что Россия будет создавать новые инструменты для развития всестороннего сотрудничества со странами Африки. Музей культуры стран Африки – один из таких новых инструментов сотрудничества в гуманитарной сфере. Музей культуры создается как многофункциональное учреждение, выполняющее также образовательные, экспертные задачи, подготовку кадров африканистов и другие функции.
Научный сотрудник Государственного музея Востока, африканист Ванюкова Дарья Владимировна в начале выступления отметила, что ни одна, даже самая большая музейная коллекция не может вместить все богатство и разнообразие художественной культуры стран Африки. Поэтому, как считает эксперт, нужно честно и открыто делать музей-исследование. Спикер считает важным создавать в музее долгосрочные проекты, вокруг которых можно выстраивать культурную программу, чтобы посетители могли открывать для себя Африканский континент. Основной частью в подготовке к открытию музея, является создание концепции и разработка дизайна постоянной композиции. Эксперт рассказала о запланированных на 2025 год проектах – это выставка, посвященная республике Камерун, а также выставка, посвященная республике Мали. В своей работе сотрудники музея Востока рассчитывают на помощь коллег из африканских стран. Спикер поделилась планами музея о запросах экспонатов у российских и африканских музеев на долговременное хранение, с тем, чтобы по окончанию оговоренных сроков данные предметы искусства возвращались на родину.
Руководитель представительства Россотрудничества в Тунисе Зайцев Юрий Владимирович подчеркнул важность при создании музея поддерживать тесные связи с африканским сообществом, с музейными экспертами из Африки. Спикер выразил надежду, что в музее будет широко представлен Север Африки. Эксперт предложил всестороннюю помощь и поддержку непосредственно из стран северной Африки. Он отметил, что Русский дом в Тунисе курирует также несколько стран, где отсутствуют представительства Россотрудничества – это Алжир, Ливия и Нигер, поэтому есть возможность оказать содействие в коммуникации с музейными сообществами данных стран. Эксперт предложил организовать филиалы музея, выставочные комплексы на ВДНХ или в других районах. Ю.В. Зайцев подчеркнул, что Тунис обладает богатейшим историческим наследием, в том числе, и тем, которое связывает Россию и Тунис – а именно это история Русской Эскадры, творчество художника Рубцова, и эти темы, по мнению спикера, тоже должны найти свое место в музее культуры стран Африки.
Доцент кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ Стремовская Алла Леонидовна рассказала о роли музейной дипломатии в международных отношениях. Эксперт представила презентацию на тему онлайн-проектов знаковых российских музеев. По мнению А.Л. Стремовской музейная дипломатия– это форма культурной дипломатии, которая исторически служила стратегическим инструментом, используемым национальными правительствами для продвижения их внешнеполитических целей. Различные государства поддерживали музейные международные инициативы для того, чтобы распространять национальные ценности, идеи в других странах. Сегодня эти функции несут и музейные онлайн-проекты. В частности, спикер представила международные онлайн проекты Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительного искусства – это проекты, сочетающие целый набор функций мульти-медиа центра – это и виртуальные туры, и онлайн лекции, и онлайн-посещение выставочных композиций. Эксперт также упомянула о крупнейших зарубежных музейных онлайн-проектах, таких как «Европиано», «Латино». Знание таких проектов полезно; это поможет создать похожий проект в новом музее культуры стран Африки.
Модератор телемоста, Председатель комиссии по связям с диаспорами и СМИ Российско-Африканского клуба МГУ имени М.В. Ломоносова Луис Гоуенд, выразил благодарность от имени всего африканского сообщества за идею создания в Москве музея культуры стран Африки, назвав это «трепетной темой» для всех африканцев. Луис Гоуэнд представил участникам экспертов, собравшихся в телестудиях в Камеруне и Буркина-Фасо для участия в телемосте.
Модераторами телемоста в Камеруне выступили профессор-историк Нджок Ньобе Паскаль, экс-директор Морского музея Дуалы и профессор Жан-Батист Нзоге.
Первым спикером от Камеруна стала Госпожа Рашель Мариембе, специалист по историческому и культурному наследию. Она рассказала о работе музея Дуалы, коллекция которого постоянно пополняется, благодаря хорошо налаженным связям с другими музеями, не только в Камеруне, но и в других странах, а также взаимодействию с частными музеями.
Камерунский музеевед профессор Мишель Ндох, высказал мнение, что музей культуры стран Африки в Москве должен явиться для африканцев уникальной возможностью установить крепкие связи с Россией. Успех будущего музея в Москве зависит от программной политики, считает эксперт. Первой задачей музея спикер считает возможность показать Африку в целом, но с учётом индивидуальности каждой страны континента. Африка должна сама выступать со своими предложениями – заключил Мишель Ндох.
Его Величество Мбомбог Малет Ма Нджами, генеральный директор Дворца культуры и африканского искусства отметил, что музей – это хранитель памяти. По мнению спикера, сотрудничество с Россией даст африканскому континенту новые возможности для сохранения памяти. Музеи Камеруна созданы по модели, которая создавалась в 19 веке, из этого времени берут свои корни и взгляды, которыми африканцы смотрят на свою память, а именно евроцентричные взгляды –считает эксперт. По его мнению, сотрудничество с Россией даст возможность увидеть свою историческую действительность под другим углом зрения, через шедевры национального африканского искусства. У Африки есть общая память с Россией, и мы можем вместе воплощать эту память через музейное сотрудничество.
Господин Ндо, музеевед из Камеруна считает, что музей – это рычаг дипломатии. Дипломатия — это взаимодействие всех участников процесса. Поэтому эксперт считает важным услышать от российских коллег, какого именно рода помощь они ожидают от африканских специалистов в музейной сфере. По его мнению, важен взаимный обмен концептуальными мнениями.
Далее эстафету телемоста передали в Буркина-Фасо, где модераторами телемоста стали Генеральный директор по культуре и искусству (DGCA) господин Моктар Санфо и Генеральный директор Национального музея Буркина-Фасо господин Сабари Кристиан Дао.
Сабари Кристиан Дао приветствовал участников телемоста и представил своих коллег, собравшихся в вебинар-студии в количестве 20 человек в Национальном музее Буркина-Фасо. Спикер выразил общую радость от всех собравшихся по поводу открытия музея культуры стран Африки в Москве.
Первым из буркинийских экспертов выступила Жюльетт Конго, директор музея женщины в Колгендьесе, который был создан в 2008 году. Музей женщины является уникальным проектом, так как помимо представленных коллекций в нем проводятся образовательные проекты. На этих мероприятиях подчеркивается роль женщины в африканском обществе и её вкладе в национальное и культурное богатство. В музее представлены коллекции, датируемые эпохой королевства Моро, в котором женщины являлись правящей силой.
Директор музея водных ресурсов Алассан Самура рассказал, что концепция возглавляемого им музея основана на том, что вода пронизывает всю историю человечества абсолютно во всех сферах жизнедеятельности; без воды не было бы жизни. В Африке, где зачастую нужно приложить много усилий, чтобы найти воду, люди по-настоящему ценят этот природный ресурс, и именно поэтому был создан музей воды. В нем представлены коллекции хранилищ и сосудов для воды древнейшего происхождения и различные приспособления для добычи воды.
Смотритель музея музыки имени Жорджа Уэдраого Ассан Ромба охарактеризовал свой музей, как «живое место», где экспонаты обретают новую жизнь. В музее идет постоянное общение с посетителями на прекрасном языке музыки. Что касается композиции, то в музее представлены предметы, имеющие священную функцию, являющиеся знаковыми для культурного наследия Африки.
Синали Джибо, директор выставок и посредничества при Национальном музее Буркина-Фасо рассказал о подготовке специалистов в разных сферах музейной деятельности. Также эксперт изложил свое видение организации временных выставок в будущем музее культуры стран Африки в Москве. По мнению эксперта, выставки обязательно должны сопровождаться объяснением их содержания для посетителей, и для этой цели спикер предложил использовать возможности кинематографа. Такой опыт уже есть в Европе и в Африке.
Доктор Хода аль-Саати представитель профсоюза журналистов г. Александрии (Египет), активный участник культурно-исторических мероприятий между Россией и Египтом, отметила стремление России к сохранению и развитию культурного наследия стран Африки в отличие от западных стран, рассматривающих Африку только как средство для своего обогащения. Спикер поддержала идею российских и африканских коллег о том, что музей должен стать так же образовательным учреждением.
Суини Дрис, представитель Национального музея Марокко рассказал о деятельности музея, образовательный и культурных проектах, в частности, выставке почтовых марок, которая стала интересным и популярным мероприятием в стране.
Эксперт из Кот-д Ивуара Эрнест Кпан, руководитель представительства международного Совета музеев считает, что для успешной работы необходимо определить общие, фундаментальные основы музейного проекта. Необходимо знать, какой бюджет заложен в данный проект, какова будет база, как материальная, так и научная. Очень важным по мнению спикера является вопрос о возможности участия африканских специалистов в работе музея.
Президент ассоциации «Гатинго» и главный куратор международного арт-проекта «Мир Африки сегодня, завтра, вчера» Тудвасева Татьяна Викторовна отметила необходимость включения в число экспонатов музея предметов современного африканского искусства. Полотна африканских художников-философов, певцов своей культуры и традиций, наполнены символикой, идейными смыслами, интересом к личности человека, к окружающей природе. Спикер выразила у веренность в том, что эти произведения искусства обязательно должны глубоко тронуть российского зрителя.
Генеральный директор по культуре и искусству, модератор в вебинар-студии Буркина-Фасо господин Моктар Санфо обратился с просьбой к представителям Российско-Африканского клуба проинформировать африканских коллег о возможностях повышения квалификации на базе Московского университета, о том, какие направления предусмотрены в данной сфере.
Президент Ассоциации профессионалов музеев Буркина-Фасо Сулейман Кристиан Седого главной целью работы их объединения назвал повышение качества музейной деятельности в стране, развитие новых направлений, а также помощь во взаимодействии между частными музеями и государством.
Экс-советник по культуре и науке посольства Буркина-Фасо в Российской Федерации ДаниэльСавадого отметил неоспоримую важность телемоста, который стал значимой площадкой для обмена экспертными мнениями и практическими предложениями между музейными специалистами России и Африки.
Эксперт Али Дегее из Буркина-Фасо, выпускник советского университета, подчеркнул особую важность подготовки профессиональных кадров в музейной сфере. Спикер выразил надежду, что такая подготовка будет доступна для представителей нынешнего молодого поколения из стран Африки. В частности, можно было бы отправлять на обучение в Россию выпускников курсов по музейному делу, которые организованы в Буркина-Фасо.
В завершение ведущий модератор А.Ф.Бердников поблагодарил всех участников телемоста, отметив, что мероприятие прошло плодотворно и результативно. Он поддержал идею сделать формат телемоста регулярным. Это стало бы хорошей возможностью для взаимного обмена предложениями, конкретными рекомендациями не только по развитию музея культуры стран Африки, но и по развитию сотрудничества в музейной сфере между Россией и Африкой в целом.